?

Log in

No account? Create an account
Два самых увлекательных писательских таланта заключаются в том, чтобы делать новое знакомым, а знакомое новым (Сэмюэл Джонсон).

Коли Пушкины и Гоголи трудились и переделывали десять раз свои вещи, так уж нам, маленьким людям, сам Бог велел (Иван Тургенев).

Умение писателя молчать, когда не пишется, есть продолжение таланта, плодотворное ограждение уже написанного (Фазиль Искандер).

Всю свою жизнь я смотрел на слова так, будто видел их впервые (Эрнест Хемингуэй).

«Кошка села на коврик» — это не история. «Кошка села на коврик собаки» — вот это история (Джон ле Карре).

Read more...Collapse )

Теги:

Иоганн Гутенберг отличался изобретательным умом и предприимчивым характером. Весь мир знает этого человека как изобретателя книгопечатания, однако его первым бизнес-проектом было нечто совершенно иное.

С 1437 года Гутенберг занимался обучением состоятельных горожан полировке драгоценных камней. Некоторое время спустя он основал небольшое производство по изготовлению зеркал для паломников: к оловянным рамкам скобками прикреплялись небольшие выпуклые зеркала. Паломники пришпиливали эти приспособления к головным уборам, надеясь с помощью зеркал уловить исходящую от святых реликвий благодатную и целительную энергию и унести часть ее с собой.

Но Гутенберга постигла неудача: из-за угрозы чумы паломничество состоялось несколькими годами позже, чем было запланировано, и вложенный капитал долгое время оставался без движения. Больший доход принесло ему другое изобретение. Гутенберг выгравировал штемпель, которым печатались индульгенции.



Источник (плюс ещё некоторое количество любопытных фактов).

Преамбула: цитаты из дневников Льва Толстого добывал не я, а Егор Михайлов, он же Lämpimämpi, оригинал поста — здесь. У Егора чрезвычайно увлекательный блог о литературе, советую обратить внимание. Думаю, я ещё не раз позаимствую у него интересные материалы.

А от себя добавлю вот такую цитату: «Горький недавно говорил Николаю Эрдману о Толстом: "Вы думаете, ему легко давалась его корявость? Он очень хорошо умел писать. Он по девять раз перемарывал — и на десятый получалось наконец коряво"» (Лидия Гинзбург. Записные книжки).



Граф Лев Николаевич Толстой в своих дневниках много размышлял о том, как же нужно писать, организовывать творческий процесс, выходить из творческого тупика. Поразительно, что за полтора столетия (эти выписки я сделал, читая его дневники пятидесятых годов; великому романисту не было и тридцати), кажется, никто ничего действительно нового к этим правилам так и не прибавил.

Итак, каких же принципов придерживался Толстой?..Collapse )

Недавно я писал про закрытие сервиса «Яндекс.Словари» и про то, чем его можно заменить. Сегодняшний пост — снова про «Яндекс».

Компания провела любопытное исследование и выяснила, какие вопросы правописания и стилистики чаще всего вызывают затруднения у наших соотечественников. Для анализа использовались, конечно же, поисковые запросы. Результаты в наглядном виде можно увидеть по ссылке.

Вот вам одна диаграммка, их там много.



А ещё сотрудники «Яндекса», проанализировав этого исследования результаты, составили на их основе «Самый сложный тест по русскому языку». Видали мы, конечно, тесты и посложнее, но зато времени он много не займет — вопросов там всего семь. Дерзайте! :)

Мне точно известно, что блог бюро "Ответственный редактор" читает некоторое количество людей, пишущих прозу (и не только прозу), но не нашедших ещё своего издателя, так что им этот пост наверняка окажется небесполезен. Ниже - не исчерпывающий, но отнюдь не маленький список редакций, открытых для сотрудничества с новыми авторами. Я не стал включать сюда издательства, о чьей плохой репутации мне известно, и те, которые преимущественно публикуют авторов за их счёт (потому что напечататься за деньги - дело нехитрое, это можно в любой типографии заказать). Кроме того, в списке нет издательств, чей редакционный портфель в настоящий момент заполнен, а ещё тех, про которые я не знаю достоверно, принимают они "самотёк" или ищут авторов каким-нибудь другим способом.



Итак, поехали...Collapse )

Если у вас есть опыт работы с каким-то из этих издательств - пишите в комментариях. Также можете дополнять этот список контактными данными других известных вам редакций.

Если верить Большому толковому словарю, букварь и азбука – не одно и то же. Азбука – это просто книжка с буквами (не обязательно, кстати, книжка). Букварь – первый учебник русского языка. Согласно другим источникам, эти слова можно использовать как синонимы. В этом посте – подборка (отнюдь не исчерпывающая) букварей и азбук разных лет.

1. Первый русский букварь с картинками («лицами», как тогда говорили) появился в самом конце XVII века. Составителем был иеромонах Чудова монастыря Карион Истомин.



2. «Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счету для народных школ» впервые был издан в 1872 году и повсеместно использовался в России вплоть до революции.



Какой букварь был у Юрия Гагарина?..Collapse )

А по какой книге учились читать вы?

Долго не мог сформулировать, что я чувствую, когда вижу в рекламных (и тем более — в публицистических) текстах прописные буквы в словах «Вы», «Клиент», «Компания», «Директор» — и даже «Родные», «Друзья» и «Собака». Сегодня подходящая аналогия наконец пришла мне в голову.

У Джеральда Даррелла в каком-то из романов о детстве есть такой момент: семья плывёт на пароходе, утро, завтрак, и мама просит стюарда-грека сварить ей яйцо вкрутую. А грек не понимает по-английски. В результате ситуация разворачивается в последовательность по-даррелловски комичных сценок, но в конце концов яйцо маме таки приносят — причём даже очищенное чьими-то заботливыми, но немытыми руками.

Вот оно! Эти люди, которые пишут тексты, то и дело нажимая клавишу Shift (а особо усердные — Caps lock), скорее всего, настроены вполне благожелательно ко мне и остальным получателям послания. Эти люди хотят показать своё внимание, уважение, ну или что там ещё показывают клиентам маркетологи и копирайтеры. Даррелловские стюарды старательно чистят яйцо. Но руки забыли помыть и те, и другие.



А ведь так просто запомнить: нужно мыть руки, прежде чем браться за еду. Желательно с мылом. А выражать почтение, используя прописную букву в начале слова, можно лишь в случае с местоимением «вы», причём только в эпистоле (письме), обращаясь к одному-единственному конкретному собеседнику.

PS. Если же в слове все буквы прописные — то это аббревиатура, без вариантов. Написал «творите ДОБРО» — будь любезен, расшифруй, что это за сокращение такое. :)

Как пишут в официальном блоге «Яндекса», через два дня прекратит работу сервис «Яндекс.Словари». Вернее, вроде как он останется, но с одной-единственной функцией онлайн-переводчика. И никаких вам больше энциклопедий, никакой орфографии, никакого Владимира Даля. Паника!..

...Отставить панику! Сейчас мы вам расскажем, куда бежать и что делать.

gramota.ru/slovari – содержит базовый набор самых необходимых словарей: орфографический, толковый, собственных имен, ударений, синонимов и антонимов. Наши редакторы и корректоры пользуются именно этим порталом.

slovari.ru - тут вы найдете коллекцию побогаче, в том числе, например, словарь Даля или семантический словарь. Также есть возможность расширенного поиска и другие полезные опции - правда, сначала придется зарегистрироваться (это бесплатно).

dic.academic.ru - а вот тут уже есть практически все, включая специализированные словари и энциклопедии. Можно искать как в каждом издании по отдельности, так и сразу во всех.

multitran.ru - если вы пользовались языковыми словарями "Яндекса", то это оптимальная замена. Содержит как общую, так и специальную лексику, относящуюся ко всем мыслимым отраслям.

Вот вам история человека, который, не окончив и начальной школы, создал крупнейшее в дореволюционной России издательство. Который в XIX веке издавал книги миллионными тиражами. Который приучил народ к русской классике («Теперь книгоноши хорошо торгуют дешевыми брошюрами сочинений Пушкина, Толстого и других, почитай, ими и торгуют, а разные сказки про Бову и Еруслана теперь хоть и не носи совсем»). Который первым применил прямые продажи, имиджевую рекламу и создал собственную дистрибьюторскую сеть.

История первого медиамагната России - Ивана Дмитриевича Сытина.

Оригинал взят у sergeytsvetkov в Великий русский издатель (И.Д. Сытин)

Read more...Collapse )

Несколько дней назад я повесил пост с необычными фотографиями, изображавшими известных писателей-бородачей без собственно бород. Вот только подписывать эти фотографии я не стал, а предложил читателям угадать изображённых людей.

Вот правильные ответы...Collapse )
Знаю, что среди читателей нашего журнала есть люди, пишущие прозу крупной формы, а потому, когда меня попросили дать объявление про писательский семинар, я ответил: "Ага". Итак, писательский семинар. Он будет в августе, но до окончания приёма текстов осталось чуть меньше месяца. Поучаствовать можно и без своего романа, вольнослушателем, но тогда придётся учиться исключительно на чужих ошибках.

Продолжаться семинар будет пять дней (именно дней - полных, а не вечеров или непродолжительных по времени лекций). Можно жить в гостинице, можно приходить-уходить, а ночевать дома или у друзей, благо метро рядом. Стоимость участия - 6000 рублей для авторов со своими текстами, 5000 рублей для вольнослушателей. Это за все пять дней занятий, но без проживания. Об остальных условиях вы прочитаете на странице мероприятия.

Тексты слать или регистрироваться в качестве вольнослушателей следует по адресу seminar@fantassemblee.ru.

Ну а для привлечения внимания, чтобы пост не затерялся в лентах, - вот вам фотография с прошлогоднего семинара. Слева направо: Евгений Лукин, Алан Кубатиев, Владимир Аренев, Святослав Логинов (ведущие) и Александр Петров (представитель оргкомитета). В этом году группы будут вести писатели Мария Галина и Алан Кубатиев.



Если есть возможность и желание распространить объявление - распространите, пожалуйста. Заранее спасибо.

Попробуйте представить себе писателя-классика. Наверняка первым делом вы вообразите бороду, а потом уже ваша память дорисует к ней остального писателя. А узнаете ли вы маститых литераторов без привычных по школьным учебникам растительных орнаментов на лице? Под катом - несколько фотографий.

Пишите, кто здесь кто. И чур не пользоваться поиском. :) Правильные ответы будут через пару дней.


Рис. 1

Read more...Collapse )

Upd. Правильные ответы здесь.

Пару месяцев назад я опубликовал пост про работу литературного редактора. Это был своего рода программный документ, написанный для того, чтобы по сто раз не объяснять одно и то же. Мы с коллегами много кого отсылали к нему, когда возникала необходимость на пальцах показать, чем мы занимаемся. Но, судя по вопросам, один момент нужно проговорить особо.

В отличие от начитанного человека без специальной подготовки, профессиональный литературный редактор не просто замечает, что с фразой "что-то не так". Он знает, что именно с ней не так и как эту ошибку следует исправить.

В тексте про редактора я привёл семь предложений, которым явно требуется скорая литературная помощь, но не объяснил какая. Я посчитал, что если буду подробно комментировать примеры, то сделаю текст громоздким и отвлеку читателя от сути. Но ничто не мешает мне провести разбор ошибок сейчас, верно?

Итак, поехали...Collapse )

Если вам интересно, я мог бы время от времени проводить редакторские практикумы, давая тексты с разнородными ошибками, а потом, когда все желающие попытают силы, делать разборы вроде сегодняшнего.

PS. Скоро напишу ещё один "программный документ" - про корректора: чем он занимается, чем отличается от редактора и почему эти два специалиста не взаимозаменяемы.

Цитаты мелкой россыпью

Разница между реальностью и вымыслом состоит в том, что вымысел должен быть последовательным (Трумен Капоте).

Задолго до возникновения психологии как самостоятельной науки место великих психологов занимали великие писатели (Ирвин Ялом).

Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом (Даниэль Пеннак).

Детские книги - как мифы, они задают мирозданию фундаментальные вопросы. Ответы на них годятся для всех... (Александр Генис)

Поэзия - это когда эмоция нашла мысль, а мысль нашла слова (Роберт Фрост).

Read more...Collapse )

Теги:

А. Русский язык – это свод правил, четких и непреложных. Б. Язык – он, ну, чтобы общаться… говорим мы все с детства, главное, чтоб всё понятно было )) а грамотность вообще-то побоку.

Какое из этих двух заблуждений вы разделяете?

Мы собрали десять книг, после прочтения которых вы уже не сможете относиться к родной речи так, как раньше. Вы узнаете о том, что русский язык живет своей жизнью, узнаете, откуда берутся правила и как их следует нарушать, узнаете, как делать настоящее волшебство с помощью слов, знакомых с детства.

Русский язык

Read more...Collapse )

Гоголь очень сурово обходился со своими рукописями. Бывало, возьмет парочку - и давай жечь. Впрочем, так он поступал не всегда. В противном случае мы не прочли бы ни "Вечера на хуторе близ Диканьки", ни "Шинель", ни "Сорочинскую ярмарку". Но даже тем рукописям, что успешно избегали пещи огненной, приходилось тяжело: автор делал с ними странное.

WGVnqNKQkzM

Вот как советовал Гоголь работать над текстом: "Сначала нужно набросать все как придется, хотя бы плохо, водянисто, но решительно все, и забыть об этой тетради. Потом – через месяц, через два, иногда более (это скажется само собою) – достать написанное и перечитать: вы увидите, что многое не так, много лишнего, а кое-чего и недостает. Сделайте поправки и заметки на полях – и снова забросьте тетрадь. При новом пересмотре ее новые заметки на полях, и, где не хватит места, взять отдельный клочок и приклеить сбоку. Когда все будет таким образом исписано, возьмите и перепишите тетрадь собственноручно. Тут сами собой явятся новые озарения, урезы, добавки, очищения слога. Между прежних вскочат слова, которые необходимо там должны быть, но которые почему-то никак не являются сразу. И опять положите тетрадку. Путешествуйте, развлекайтесь, не делайте ничего или хоть пишите другое. Придет час – вспомнится заброшенная тетрадь: возьмите, перечитайте, поправьте тем же способом и, когда снова она будет измарана, перепишите ее собственноручно. Вы заметите при этом, что вместе с крепчанием слога, с отделкой, очисткой фраз – как бы крепчает и ваша рука; буквы становятся тверже и решительнее. Так надо делать, по-моему, восемь раз. Для иного, может быть, нужно меньше, а для иного и еще больше. Я делаю восемь раз. Только после восьмой переписки, непременно собственною рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания". (Из книги "Гоголь без глянца".)

А выглядели гоголевские рукописи после всех этих заметок на полях и подклеивания листочков примерно так: ...Collapse )

Мы в «Твиттере»

У нас появился свой канал в Twitter: https://twitter.com/otvetred.

Присоединяйтесь! Напомню, что у нас также есть группы в социальных сетях "В контакте" и Facebook - и новые материалы там появляются ежедневно.
Поговорим о читателе. О нем говорят редко и мало. А между тем читатель - лицо незаменимое. Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пушкина - всего лишь немая и мертвая груда бумаги.

Отдельные читатели могут иной раз ошибочно судить о книгах, но за Читателем в большом, собирательном значении этого слова - и притом на протяжении более или менее продолжительного периода времени - всегда остается последнее слово в оценке литературного произведения.

Маршак
Правда, оценка книги, утвердившаяся на известный срок, очень часто меняется. Какая-нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали. Но рано или поздно мы осознаем этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в более правильных масштабах. Время идет, одно поколение сменяет другое, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее до него литературное наследство. И если прозаик или поэт сохраняют свое значение и вес в течение веков, то это объясняется не тем, что они были однажды зачислены в ряды гениев и классиков или увековечены воздвигнутыми в их честь монументами, а тем, что и новые поколения признают их ценными и нужными для жизни.

А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас на полке, постепенно и незаметно теряет свое обаяние. Она как бы уничтожается, сливаясь с другими, ей подобными.

Решает судьбу книги живой человек, читатель.

Read more...Collapse )

Ещё: Владимир Набоков о хороших читателях и хороших писателях.

Журналистов, спрашивающих «как вы пишете свои романы», я обычно обрываю на полуслове фразой «слева направо». Понимаю, ответ не слишком развернутый, а жителей арабских стран или Израиля и вовсе может повергнуть в изумление. К счастью, сейчас у меня есть возможность ответить подробнее.

В процессе создания первого романа я понял несколько вещей. Во-первых, «вдохновение» — это непристойное словечко, которым пользуются хитрые писатели, пытаясь добавить себе художественной значимости. Старая поговорка гласит: гений на десять процентов состоит из вдохновения и на девяносто — из потения. Рассказывают, что французский поэт Ламартин частенько описывал обстоятельства, при которых он сочинил одно из своих лучших произведений: дескать, стихотворение явилось в совершенно законченном виде в момент внезапного озарения, снизошедшего во время прогулки по ночному лесу. После смерти Ламартина в его бумагах нашли огромное количество черновиков и вариантов этого самого стихотворения — поэт переписывал и оттачивал его долгие годы.

Эко

В первых критических отзывах на «Имя розы» говорилось, что роман явно написан под воздействием яркого вдохновения, однако, в силу его концептуальной и лингвистической сложности, рассчитан лишь на малое число избранных. Когда книга стала популярной и разошлась миллионными тиражами, те же критики заявили, что для создания столь успешного и занимательного бестселлера я, несомненно, изобрел и механически воплотил некий секретный рецепт. Позднее они решили, что ключ к успеху романа скрывается в некой компьютерной программе, — напрочь позабыв, что первые персональные компьютеры с пригодным для написания текстов программным обеспечением появились лишь в начале 198o-x, когда роман уже был издан. В 1978–1979 годы единственными общедоступными компьютерами — даже в Соединенных Штатах — были маленькие дешевые аппараты фирмы Tandy, на которых никто бы не стал писать ничего длиннее письма.

Слегка обидевшись на обвинение в компьютерном мошенничестве, некоторое время спустя я сформулировал истинный рецепт создания компьютерного бестселлера:

В первую очередь понадобится компьютер, то есть умная машина, думающая за вас. Многим он совершенно необходим. Нужна также маленькая программка, всего несколько строк кода, ее сможет написать и ребенок. С ее помощью следует скормить компьютеру сотню романов и научных книг, Библию, Коран и несколько телефонных справочников (нам понадобятся имена для персонажей) — всего, скажем, около 120 тысяч страниц. Потом, используя другую программу, нужно рандомизировать (то есть перемешать) все тексты, попутно внося в них кое-какие изменения (например, удаляя все буквы «е»), чтобы получился не просто роман, а роман-липограмма в духе Жоржа Перека. Следующий шаг — распечатать результат. Поскольку мы удалили все «е», получится чуть меньше 120 тысяч страниц, которые нужно несколько раз внимательно прочесть, подчеркивая самые важные фразы, а затем отправить в мусорный бак. После чего сесть под дерево с карандашом и листом хорошей писчей бумаги и, пораскинув мозгами, сложить и записать пару строк. Например: «Высоко в небе висит луна/Лес шуршит листвой». Может, то, что выйдет, — еще не роман, а скорее хайку, но это не имеет значения. Главное — начать.

(Из книги "Откровения молодого романиста".)

Бывают просто читатели, бывают читатели увлеченные, а бывают настоящие книголюбы, люди, для которых книга - не только материальный носитель информации, но и нечто вроде священного предмета. Завсегдатаи букинистических лавочек и читальных залов, они знают толк в медленном, вдумчивом перечитывании как будто уже наизусть знакомых романов, умеют отыскать редкое издание за полсвета от своего города, объединяются в тайные клубы единомышленников, водят дружбу с литераторами, библиотекарями, критиками. Кое-кто из нас... простите, из них и сам имеет отношение к созданию и распространению книг. Романы в очередной нашей подборке рассказывают как раз о таких людях - и о книгах.

Библиотека
Read more...Collapse )